Выготский Лев Семёнович
Известный в мировой психологии советский психолог.Наибольшую известность принесла Выготскому созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан (что можно сказать практически о всех аспектах творчества Выготского).
В ранний период творчества (до 1925 г.)
учёный разрабатывал проблемы психологии искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум 2 против, аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе, лежащем в основе эстетических реакций.
Чуть позже изучал проблемы методологии и теории психологии ("Исторический смысл психологического кризиса"), намечал программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма. В течение 10 лет Выготский занимался дефектологией.
1925-1926 гг. - создание в Москве лаборатории психологии аномального детства, которая стала впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического института (ЭДИ).
Помимо этого он разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка.
В последний этап своего творчества Выготский занимался
проблемами соотношения мышления и речи,
развития значений в онтогенезе,
эгоцентрической речи и др.Кроме этого, он разрабатывал
проблемы системного и смыслового строения сознания и самосознания, единства аффекта и интеллекта,
различные проблемы детской психологии,
проблемы развития психики в фило- и социогенезах,
проблему мозговой локализации высших психических функций
и многие др.Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и другие смежные с психологией науки (педологию, педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, семиотики, нейронауку, когнитивную науку, культурную антропологию, системный подход и др.).
Первые и ближайшие ученики:
А. Р. Лурия
А. Н. Леонтьев ("тройка"),
впоследствии к ним присоединились:
Л. И. Божович,
А. В. Запорожец,
Р. Е. Левина,
Н. Г. Морозова,
Л. С. Славина ("пятерка"),
создавшие свои оригинальные психологические концепции.
Идеи Выготского по сей день разрабатываются его последователями во многих странах мира.
Понятия
Библиография
Биогенетический закон в психологии и педагогике (Большая советская энциклопедия.Т. 6, М.,) – 1930 г.
Воображение и творчество в детском возрасте – 1930 г.
Выготский Л.С., Лурия А.Р.Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993
Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка – ? г.
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства – 1931 г.
Динамика умственного развития школьника в связи с обучением – 1933 г.
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка – 1933 г.
Инструментальный метод в психологии – 1928-1929 гг.
Исторический смысл психологического кризиса – 1927 г.
История развития высших психических функций – 193-1932 гг.
История развития высших психических функций – 1931-1932 гг.
История развития высших психических функций – 1931-1933 гг.
К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка – 1931 г.
К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств – 1929 г.
Коллектив как фактор развития дефективного ребенка – 1931 г.
Кризис первого года жизни – 1933 г.
Кризис семи лет – 1933 г.
Кризис трех лет – 1933 г.
Лекции по педологии – 1933-1934 гг.
Лекции по психологии – 1932 г.
Младенческий возраст – 1932 г.
Мышление и речь – 1929-1934 гг.
О педологическом анализе педагогического процесса – 1933 г.
О психологических системах – 1930 г.
Обучение и развитие в дошкольном возрасте – 1934 (?) г.
Обучение и развитие в дошкольном возрасте – 1934 г.
Орудие и знак в развитии ребенка – 1930 г.
Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства – 1929 г.
Основные проблемы дефектологии – 1929 г.
Память и её развитие в детском возрасте – 1932 г.
Педагогическая психология – 1926 г.
Педология подростка – 1929-1931 гг.
Педология подростка – 1929-1932 гг.
Предисловие к книге Е.К.Грачевой – 1932 г.
Предисловие к русскому переводу книги Э.Торндайка "Принципы обучения, основанные на психологии" – 1926 г.
Принципы социального воспитания глухонемых детей – 1925 г.
Проблема возраста – 1934 г.
Проблема культурного развития ребенка – 1928 г.
Проблема культурного развития ребенка – 1928 г.Инструментальный метод в психологии – 1928-1929 гг.
Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте – 1934 г.
Проблема развития в структурной психологии – 1934 г.
Проблема развития и распада высших психических функций – 1934 г.
Проблема сознания – 1933 г.
Проблема умственной отсталости – 1935 г.
Проблема умственной отсталости – ? г.
Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте – 1934 г.
Психология и учение о локализации психических функций – 1934 г.
Развитие научных и житейский понятий в школьном возрасте – 1934 г.
Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте – 1933 г.
Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте – 1933 гг.
Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте – 1934 г.
Развитие трудного ребенка и его изучение – 1927 г.
Раннее детство – 1932 г.
Ранний возраст – 1932 г.
Сознание как проблема психологии поведения – 1925 г.
Трудное детство – 1928 г.
Учение об эмоциях – 1931-1933 гг.
Этюды по истории поведения – 1930 г.
Этюды по истории поведения.– 1930 г.