В начало  Персоналии Библиография Помощь

Выготский Лев Семёнович

Известный в мировой психологии советский психолог.Наибольшую известность принесла Выготскому созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан (что можно сказать практически о всех аспектах творчества Выготского).

В ранний период творчества (до 1925 г.)

учёный разрабатывал проблемы психологии искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум 2 против, аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе, лежащем в основе эстетических реакций.

Чуть позже изучал проблемы методологии и теории психологии ("Исторический смысл психологического кризиса"), намечал программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма. В течение 10 лет Выготский занимался дефектологией.

1925-1926 гг. - создание в Москве лаборатории психологии аномального детства, которая стала впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического института (ЭДИ).

Помимо этого он разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка.

В последний этап своего творчества Выготский занимался

проблемами соотношения мышления и речи,

развития значений в онтогенезе,

эгоцентрической речи и др.Кроме этого, он разрабатывал

проблемы системного и смыслового строения сознания и самосознания, единства аффекта и интеллекта,

различные проблемы детской психологии,

проблемы развития психики в фило- и социогенезах,

проблему мозговой локализации высших психических функций

и многие др.Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и другие смежные с психологией науки (педологию, педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, семиотики, нейронауку, когнитивную науку, культурную антропологию, системный подход и др.).

Первые и ближайшие ученики:

А. Р. Лурия

А. Н. Леонтьев ("тройка"),

впоследствии к ним присоединились:

Л. И. Божович,

А. В. Запорожец,

Р. Е. Левина,

Н. Г. Морозова,

Л. С. Славина ("пятерка"),

создавшие свои оригинальные психологические концепции.

Идеи Выготского по сей день разрабатываются его последователями во многих странах мира.

Анализ
Аффект
Внимание
Возраст
Воля
Воспитание
Высшие психические функции
Движение
Детская психология
Детство
Деятельность
Диагностика
Жест
Зона ближайшего развития
Знак
Значение
Игра
Идеальная форма
Интеллект
Интересы
Личность
Метод
Мышление
Негативизм
Новообразование
Обобщение
Обучение
Общение
Онтогенез
Орудие
Память
Педология
Переживание
Подражание
Понятие
Потребности
Представления
Прогноз
Развитие
Ребёнок
Рефлексия
Речь
Сознание
Социализация
Среда
Эмоции

Библиография

Биогенетический закон в психологии и педагогике (Большая советская энциклопедия.Т. 6, М.,) – 1930 г.
Воображение и творчество в детском возрасте – 1930 г.
Выготский Л.С., Лурия А.Р.Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993
Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка – ? г.
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства – 1931 г.
Динамика умственного развития школьника в связи с обучением – 1933 г.
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка – 1933 г.
Инструментальный метод в психологии – 1928-1929 гг.
Исторический смысл психологического кризиса – 1927 г.
История развития высших психических функций – 193-1932 гг.
История развития высших психических функций – 1931-1932 гг.
История развития высших психических функций – 1931-1933 гг.
К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка – 1931 г.
К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств – 1929 г.
Коллектив как фактор развития дефективного ребенка – 1931 г.
Кризис первого года жизни – 1933 г.
Кризис семи лет – 1933 г.
Кризис трех лет – 1933 г.
Лекции по педологии – 1933-1934 гг.
Лекции по психологии – 1932 г.
Младенческий возраст – 1932 г.
Мышление и речь – 1929-1934 гг.
О педологическом анализе педагогического процесса – 1933 г.
О психологических системах – 1930 г.
Обучение и развитие в дошкольном возрасте – 1934 (?) г.
Обучение и развитие в дошкольном возрасте – 1934 г.
Орудие и знак в развитии ребенка – 1930 г.
Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства – 1929 г.
Основные проблемы дефектологии – 1929 г.
Память и её развитие в детском возрасте – 1932 г.
Педагогическая психология – 1926 г.
Педология подростка – 1929-1931 гг.
Педология подростка – 1929-1932 гг.
Предисловие к книге Е.К.Грачевой – 1932 г.
Предисловие к русскому переводу книги Э.Торндайка "Принципы обучения, основанные на психологии" – 1926 г.
Принципы социального воспитания глухонемых детей – 1925 г.
Проблема возраста – 1934 г.
Проблема культурного развития ребенка – 1928 г.
Проблема культурного развития ребенка – 1928 г.Инструментальный метод в психологии – 1928-1929 гг.
Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте – 1934 г.
Проблема развития в структурной психологии – 1934 г.
Проблема развития и распада высших психических функций – 1934 г.
Проблема сознания – 1933 г.
Проблема умственной отсталости – 1935 г.
Проблема умственной отсталости – ? г.
Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте – 1934 г.
Психология и учение о локализации психических функций – 1934 г.
Развитие научных и житейский понятий в школьном возрасте – 1934 г.
Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте – 1933 г.
Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте – 1933 гг.
Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте – 1934 г.
Развитие трудного ребенка и его изучение – 1927 г.
Раннее детство – 1932 г.
Ранний возраст – 1932 г.
Сознание как проблема психологии поведения – 1925 г.
Трудное детство – 1928 г.
Учение об эмоциях – 1931-1933 гг.
Этюды по истории поведения – 1930 г.
Этюды по истории поведения.– 1930 г.

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007